Наверное, почти все слышали словосочетание "город-сад". Ставшее фактически штампом, общим местом, в настоящее время такое определение употребляется с ироническим оттенком, в качестве описания утопической градостроительной концепции, а то и просто чего-то заведомо неосуществимого, наивного уже в стадии замысла.
Надо сказать, что, несмотря на наличие большого количества оригинальных замыслов, "города-сады" не появились в большом количестве, а те, что были осуществлены, предстали в измененном виде. Тем не менее, труд архитекторов не пропал даром: именно благодаря подобным концепциям планировка "спальных" районов наших городов построена на сочетании жилых массивов, зеленых рекреационных зон, больших пейзажных парков. Картина конечно далека от идеала, особенно с учетом роста количества автомобилей и "уплотнительной застройки", но, все же, пройдясь по внутренним дворам новостроек летом, особенно сразу после дождя, ощущаешь как деревья, кустарники и травы дышат вместе с тобой — поистине спасительное ощущение для городского жителя.
Виды за окном
Предсказываемой когда-то и в нашей стране "смычки города с деревней" не произошло. По-другому дышится, стоит только отъехать несколько километров от границы города. Нас мгновенно охватывают плавные линии полей, холмов, оврагов очерченные синеватой каймой леса вдали. Но гармонию нарушает созданное человеком: часто по обочинам шоссе, или в пределах видимости из вагона электрички взору попадаются строения из кирпича, бруса, шлакобетона с высокими крышами, башнями, странными окнами. Среди прочих, конечно, попадаются здания, не лишенные гармонии, но все постройки вместе не могут радовать глаз.
Выход из создавшейся ситуации — во внимательном предпроектном рассмотрении ландшафта, выявлении его особенностей, нужно максимально сохранить существующие деревья, учесть особенности рельефа. Это не только позволит сохранить общий вид горизонта с одной или нескольких точек, воспринимаемый прохожим или проезжающим — это, прежде всего, важно для самого домовладельца. Присутствие разумно сохраненных участков нетронутой природы в непосредственной близости от его жилища позволит почувствовать именно то родство с природой, ради ощущения которого, собственно, и совершается загородная поездка.
Разумеется, если человек принципиально хочет и загородом окружить себя только искусственными поверхностями — не оставить ни единого участка газона и застелить весь двор бетонными плитами — никто не может ему помешать или сказать, что он так делать не должен, но даже в этом случае общую линию ландшафта все же хорошо бы соблюсти. Впрочем, как показывает мировой архитектурный опыт современные технологии, материалы, и динамичная выразительность облика коттеджей ничуть не вступают в противоречие с естественным окружением. Природа и архитектура взаимодействуют и обогащают друг друга.
В современном проектировании довольно сильна тенденция максимально бережного и уважительного отношения к природе. Дома практически растворяются в пейзаже, так что не сразу удается их зрительно вычленить. Это достигается продуманным использованием перепадов рельефа, устройства на крышах газона, использования материалов, свойственных данной местности. Если участок не имеет явных уклонов, то можно умело продумать вид с различных точек: со стороны дороги дом может быть малозаметен за деревьями, но стоит повернуть — откроется выразительный фасад. Наконец, здание своими плавными формами само может продолжать пейзаж или создать новый, превращаясь в подобие живого организма.
Загородная аристократия
Несколько примеров из архитектурной практики последних лет демонстрируют разнообразие подходов, однако общее у них одно — все эти частные дома созданы с максимальным вниманием к естественному окружению. Природа призвана зодчими в ближайшие союзники.
Не менее сложная задача стояла перед английскими архитекторами из De Matos Storey Ryan. В проекте The "Bath House" (поместье Dowdeswell Court) им предстояло сочетать новый жилой корпус не только с природным окружением, но и с архитектурными памятниками прошлого. Bath House расположен на территории старинного поместья и примыкает к зданию купальни, построенной в XIX веке. Заметный перепад рельефа позволил авторам разместить одноэтажный особняк с гаражом прямо у подножья старинной постройки. Постройка полностью мимикрирует под окружение: положенный на кровлю зеленый газон делает ее продолжением склона, цвет бетона внешних парапетов напоминает известняк, из которого сложны стены купальни. Фасады здания образованы были стеклянными раздвижными панелями, что обеспечило максимальное раскрытие интерьера в природу.
В похожей ситуации — необходимости создать современный загородный дом в непосредственной близи от старинного замка — оказались французские архитекторы Франсуа Рош и Стефании Лаво. Форму подсказала топография участка: силуэт здания повторяет изломы рельефа. Рукотворный ландшафт имитирует природный — архитектура превращается в самостоятельно существующую область рельефа. Постройка задрапирована темно-зеленой сеткой из пластика, натянутой на металлический каркас; при необходимости ее можно снять. Тент защищает от летней жары и от насекомых, перекрывая несколько большее пространство, нежели объем дома. Это дает возможность расширения его в будущем, минуя согласующие инстанции.
Безусловно, мы рассмотрели далеко не все многообразие приемов "тактичной" архитектуры частных домов, не подчиняющей себе природу, однако примеры достаточно точно показывают отрадное стремление проектировщиков достичь гармонии. В конечном счете — и с собой.
Июль 31, 2009, полночь